Главная  ⁄  Новости  ⁄  Мусорная реформа» будет. В каком виде — разъясняем

Мусорная реформа» будет. В каком виде — разъясняем

С 1 января 2019 года Россия переходит на новую схему обращения с отходами, и это закреплено федеральным законом. Хотим мы того или нет, но нам предстоит стать её участниками. Из-за того, что подобного опыта работы с мусором в России не было, у людей нет точного представления, как и зачем это будет происходить. Долгий информационный голод по этой теме вызвал у населения множество вопросов, суждений и домыслов. Меньше месяца остаётся до «старта», и чтобы дать нам хоть какое-то представление о новшестве, в Красноуфимск прибыли специалисты, готовые донести до людей то, что известно им.

В течение двух дней 11 и 12 декабря 2018 года проходили встречи с общественностью, представителями учреждений, депутатами дум города и района,а также журналистами. Деятельность регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «ТБО Экосервис» представила Анна Викторовна Распопова. Суть находящегося на утверждении проекта мусоросортировочного комплекса, включающего современный полигон и станцию по сортировке отходов, раскрыл главный инженер ООО «Гражданпроект» Сергей Николаевич Фокин. Экологическую составляющую предстоящей реформы разъяснили: председатель Свердловского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Николай Михайлович Калинкин, эксперт-эколог Общественной палаты Свердловской области, член Общественного совета Министерства природных ресурсов Свердловской области Владимир Серафимович Плюснин, руководитель Регионального экологического общественного движения «Зелёный фронт» Сергей Валерьевич Лоскутов. В материале, который родился после этого двухдневного информационного «марафона», отражена вся информация, которая есть на сегодняшний момент. Народ должен её знать, а какое мнение у каждого будет на этот счёт – его право.

Как выглядит «мусорная реформа»?

С 1 января 2019 года меняется сам принцип утилизации мусора. Контроль за движением твёрдых коммунальных отходов (ТКО) со стороны государства будет осуществляться от контейнера до полигона через региональных операторов — компании, отобранные в законном порядке субъектом Федерации (пока, до 1 января полномочия по обращению с отходами — у муниципалитетов). То есть: государство – заказчик услуги, региональный оператор – исполнитель. Стратегическая государственная задача — максимально сократить объёмы мусорных захороненийв России, направляя мусор на переработку, и очистить страну от нелегальных свалок.

Как мы обращались с мусором до реформы?

Народ кидал мусор в контейнер (это в лучшем случае, в худшем – подальше от себя – с балкона, под бережок, в лес или ещё куда) или складировал на улице в мешках до его вывоза, перевозчик забирал содержимое контейнеров или мешки и отвозил всё это на свалку. В некоторых сельских населённых пунктах мусорные контейнеры и вывоз мусора вообще были роскошью, и мусор приходилось утилизировать, кто как может. За десятилетия у населённых пунктов образовались свалки. На них мусор лежал и до сих пор лежит и гниёт десятилетиями, выделяя в почву, воду и воздух вредные соединения. Но мы этого глазами не видим, носом не всегда чувствуем, поэтому не понимаем, вредно это или нет. Кучи отходов вблизи населённых пунктов – кормовая база грызунов, лис, собак. А это – распространение инфекций и опасных вирусов. Свалки горели от происходящих внутри мусорных куч химических процессов, их поджигали, и тогда мы чувствовали зловоние и где-то глубоко внутри задавали себе вопрос – не опасно ли этим дышать.А иногда боялись за свои дома, не возникнет ли от тлеющих вблизи сёл свалок пожар. Но жили с этим всегда и иного себе не представляли. Сегодня на территории Красноуфимского района 30 несанкционированных свалок, а это –312 000 м3 мусора или 52 000 тонн, только на вывоз которых нужно порядка 175 млн. рублей. При этом население района меньше, чем в Красноуфимске. Бюджеты муниципалитетов никогда не «потянули» бы такие расходы.

Как будут обращаться с мусором вот-вот?

ООО «ТБО Экосервис», отобранное на конкурсной основе областными властями для обслуживания западной зоны (АПО-2), берёт на себя обязательство перед государством по обращению с нашими отходами. Государство приняло решение, что это будет так, а не иначе: согласно утверждённой территориальной схеме («маршруты» движения мусора и места его накопления, хранения, обработки) мусоровоз забирает ТКО из контейнера (крупногабаритный мусор со специально предназначенных для этих целей площадок) и везёт на мусоросортировочный завод (станцию, комплекс и т.п.). Их в Свердловской области будет 12, а в западной зоне, согласно решению Министерства энергетики и ЖКХ, планируется построить заводы в Красноуфимске, Первоуральске, Бисерти и Новоуральске. На заводах из общего потока отбираются полезные фракции (бумага, стекло, пластик, дерево, металл) и отправляются на переработку. Оставшиеся так называемые «хвосты» прессуют и отвозят на другие заводы. На полигон для захоронения идут органические остатки для получения компоста. Пока завод запустит полный технологический процесс, до 50% мусора будет отбираться, а вообще планируется перерабатывать со временем до 80% собранного мусора.

ООО «ТБО Экосервис», входящее в группу компаний, инвестирует в создание комплекса по обращению с ТКО сумму 1 млрд. рублей согласно соглашения. После пуска завода в эксплуатацию на переработку будет поступать мусор из Красноуфимска, Красноуфимского, Ачитского и Артинского районов. За выброшенный или выгруженный на нелегальные свалки мусор предусмотрена административная и уголовная ответственность. Никому кроме как регоператору образователь ТКО заплатить не сможет, и никто кроме регоператора не сможет вывезти мусор на объект его размещения. Работа каждого мусоровоза отслеживается спутниковыми системами, отклонение от утверждённой МинЖКХ области территориальной схемы недопустимо. Региональный оператор отвечает за каждое нарушение строго по закону.

Когда будет построен завод и что будет до его пуска?

Да, завод будет построен не завтра. Государство даёт региональному оператору время до 2021 года. До этого мусор будет вывозиться на лицензированный полигон в Артинском Городском округе или на нашу закрытую в связи с нарушениями свалку, если государство даст на это «добро». Но это не значит, что оставшиеся нам в наследство свалки разрастутся и будут догнивать, отравляя всё вокруг. Министерство природных ресурсов России согласно проекту «Экология» планирует рекультивировать старые свалки.

Будет ли у нас раздельный сбор отходов?

Переработка отдельно собранного сырья более эффективна. Нам нужно как можно быстрее научиться разделять отходы хотя бы на 2 вида – органику и всё остальное. В идеале – производить раздельный сбор разных видов отходов. Но чтобы в сознании это засело навсегда, нам, как сказали на встречах экологи, необходимо начать относиться к мусору не как к утилю, а как к дорогостоящему полезному продукту. У «Экосервиса» есть практика раздельного сбора мусора, со временем контейнеры разного цвета и маркировки появятся и у нас. Тогда и люди должны быть к этому готовы, и парк мусоровозов должен поменяться. Постепенно мы всё равно придём к раздельному сбору от потребителя. И если это произойдёт, таким территориям региональный оператор будет снижать тарифы за счёт налоговых послаблений от государства. Также в воспитательных и познавательных целях представители «Экосервиса» выпустили пробный экземпляр брошюр для младших школьников в виде комиксов о пользе раздельного сбора мусора.

Почему нельзя сразу наладить 100% переработки мусора?

Пока ещё бюджеты разных уровней не могут заложить необходимый объём средств на 100%-ую утилизацию мусора, потому что реформа только запускается, и нужны первые результаты, чтобы двигаться дальше. Также пока технологии таковы, что некоторые отходы непригодны для вторичного использования. Но их процентная доля в утилизируемых отходах с годами снижается. Пока эти вещества будут храниться на полигонах до появления более современных технологий их переработки. Но есть и опасные вещества (батарейки, ртутные лампы и др.), которые нельзя хранить на полигонах (хотя сейчас они на свалках валяются повсеместно). Мусоросортировочный комплекс под Красноуфимском не будет утилизировать опасный класс отходов на полигоне. Такие отходы будут отправляться на заводы, созданные для обращения с опасными веществами. Конечно, есть в других странах примеры 100%-ой утилизации — мусоросжигательные заводы с трёхступенчатой системой очистки дымовых газов, благодаря которой из трубы выходит только пар без каких-либо опасных компонентов. Подобные заводы в Вене, Лондоне и Париже находятся в городской черте и соседствуют с социальными учреждениями. Задыхающееся от мусора Подмосковье планирует строить подобные заводы. Но наша область вообще отказалась от какого бы то ни было сжигания мусора. Так что вопрос использования пиролиза, как одного из видов теплового воздействия на мусор, так волнующий красноуфимцев, отпал на стадии разработки проекта.

Есть ли аналог таких заводов, какой будет у нас? Почему не взяли за основу лучшие западные образцы?

Подобные заводы есть в Нижегородской области и Пермском крае, чей опыт изучен разработчиками проекта. Но за основу взяты европейские образцы, и только тех стран, которые могут сотрудничать в этом вопросе с Россией, не нарушая объявленных нам санкций. Оборудование линий будет европейское, высокотехнологичное, не предусматривающее ручную сортировку мусора. В данный момент на Первоуральском заводе, приобретённом «Экосервисом» в 2017 году в стадии банкротства с огромной прилегающей свалкой, идёт реконструкция. Он будет подобным Красноуфимскому заводу, только в 2 раза мощнее. Сейчас данный завод в связи с реконструкцией работает не постоянно, а циклами, по мере необходимости. Прилегающая и доставшаяся от старых владельцев свалка постепенно рекультивируется.

Когда будем платить по-новому и какой будет тариф?

Кто-то по-новому платить будет с 1 января 2019 года (кто уже оплачивал вывоз и утилизацию мусора), а кто-то вообще впервые (в Красноуфимском районе только в 20-ти населённых пунктах были установлены контейнеры для сбора мусора). Так что для некоторых обращение с ТКО вообще будет новой услугой. Тариф утверждён Региональной энергетической комиссией (РЭК) 5 декабря 2018 года, 15 декабря региональный оператор опубликовал тариф для населения западной зоны на своём официальном сайте. Для жителя многоквартирного дома он составит 120,59 рублей, для жителя частного сектора 135,58 рублей с человека. Предельный тариф, утверждённый  РЭКом, региональный оператор имеет право только понижать, повышать – нет. Услуга переходит из разряда жилищной в коммунальную. Новый тариф включает в себя только расходы на оказание услуги без инвестиционной надбавки.

Почему под комплекс выбран участок вблизи Крылово и можно ли этому противостоять?

Город в 2001 году из-за плачевного состояния свалки приобрёл на территории района участок земли у частных владельцев, скупив паи, дословно — «для размещения полигона для захоронения твёрдых бытовых и промышленных нетоксичных отходов с устройством биотермической ямы». Все согласования и разрешения на использование участка под эти цели были получены. И население тогда не было против такого «соседства», а о региональных операторах государство тогда даже не мечтало, поэтому к выбору земельного участка выигравшая конкурс компания отношения не имеет.

Отмеченный на карте отведённый под строительство мусоросортировочного комплекса участок на нескольких гектарах находится в границах, не нарушающих санитарную зону, предписанную законодательством. Большой плюс для населённых пунктов, что широкие лесные полосы защищают их от любых негативных воздействий извне. Будет построен комплекс именно на этом участке или нет, говорить пока рано. Нет проекта, нет окончательной привязки к карте. Региональному оператору предстоит строить мусоросортировочный комплекс в любом случае, даже если будет выбрано другое место. Но для этого нужно будет найти законное обоснование, почему в выбранном ранее властями месте строить нельзя. И хочется заметить, что и вблизи других возможных участков есть населённые пункты, леса, реки, озёра и иные «заповедные» места, которыми дорожат жители. И если всё же начнутся поиски другого участка, предстоит пройти процедуру изысканий, перевода назначения земель и разрешений на использование, начало строительства затянется ещё как минимум на 2 года, и мы 4 года будем платить новый тариф за ту же утилизацию мусора на существующие опасные для окружающей среды свалки.

В ближайшее время ТБО «Экосервис» сможет предоставить для ознакомления пакет документов, обосновывающий проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) для намечаемой хозяйственной деятельности (согласно ФЗ от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»). В течение месяца данный пакет документов будет просматриваться и обсуждаться общественностью, в него будут кем угодно вноситься предложения, замечания. Не исключены и протесты. Но все они должны быть аргументированными. Просто «я не хочу» во внимание не примут. Мы живём в правовом государстве и подчиняемся действующим законам, поэтому каждое возражение должно быть подкреплено основаниями – тут-то и там-то нарушена статья такая-то такого-то закона. Только в этом случае будет приниматься окончательное конструктивное решение по строительству и по месту. Не обоснованные заявки будут отклонены.

Далее, через месяц с момента информирования пройдут сами публичные слушания. Высказанные на слушаниях обоснованные мнения и подсчитанные голоса «за» и «против» будут носить рекомендательный характер. Далее документы отправятся на государственную экологическую экспертизу. Окончательное решение по строительству объекта будет вынесено уполномоченными органами согласно законодательства РФ.

Есть ли нам польза от «мусорной реформы»?

Экологи, взявшие на карандаш все высказанные в ходе встреч замечания и сомнения для дальнейшего общественного контроля, видят пользу реформы и работы «Экосервиса» в том, что в западной зоне хотя бы есть алгоритм действия по обращению с ТКО. Концессионер по АПО-2 знает, как и каким способом он будет работать, какой будет конечный результат, потому что им заранее подготовлена база. В связи с появлением изменений и постоянно проводимым анализом можно вносить изменения в свою работу, гибко реагировать, снижать тариф, который и так самый низкий в области. Другие 2 региональных оператора пока не выработали чётких способов обращения с ТКО, и 2 другие зоны могут попасть в мусорный коллапс. Сортировка мусора и утилизация органических остатков, как предлагает сейчас государство — безопасно. То, что сегодня происходит в области со свалками – экологический беспредел. Что может быть хуже этого?

Пока строится объект, инфраструктура к нему, и потом, когда будет запущено производство – местные граждане получат дополнительные рабочие места. Будет продолжать своё развитие и местное предприятие «Чистый город», которое будет собирать мусор. Местному предпринимательскому сообществу стоит подумать над сопутствующей инфраструктурой – открываются горизонты для идей и их реализации по раздельному сбору мусора. Поскольку завод не будет получать тепловую энергию из мусора, ему для отопления помещений потребуется газ. За счёт инвестиций концессионера в строительство газопровода проще и дешевле будет провести газ в с. Крылово и д. Межевую.

Немаловажный факт – деньги в бюджете. Теперь муниципалитеты, оборудовав контейнерные площадки в своих населённых пунктах, могут вздохнуть спокойно – бюджетные средства на обращение с мусором высвободятся, бремя расходов будет нести регоператор. А вот поступления в местный бюджет на улучшение жизни населения увеличатся. Как только завод будет пущен в эксплуатацию, он перейдёт в собственность государства, и бюджет опять же будет иметь доход от сдачи мощностей в аренду концессионеру.

Но самое главное, что государство наконец-то пытается данной реформой реализовать наше право на экологическую безопасность.

Алёна Верзакова

 

Встреча с депутатами района


Встреча с общественностью района


Распопова А.В., Лоскутов С.В., Калинкин Н.М., Плюснин В.С.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031