Свалкам, где «всё в кучу», приходит конец
Имеющимся на сегодня свалкам, отравляющим всё вокруг, в Свердловской области настал конец. Федеральное законодательство обязало россиян – как юридические, так и физические лица — правильно обращаться с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). И, исходя из буквы закона, в 2018 году по итогам конкурса была выбрана тройка региональных операторов по обращению с ТКО на территории Свердловской области. В западной зоне, к которой относятся и наши муниципалитеты — региональным оператором является «ТБО «Экосервис».
Задача региональных операторов — централизованное управление всей цепочкой обращения с мусором — сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание и размещение отходов на полигонах с соблюдением всех норм экологической безопасности. Реформа не состоится, если жители не почувствуют разницу: что было и что будет. Если перемены не наступят в ближайшее время, мы просто задохнёмся в производимом нами мусоре. В Красноуфимске в связи с проведением мусорной реформы пошла волна возмущения. В негодовании горожан слышатся реплики: «Нам не нужна свалка на нашей территории вблизи населённых пунктов, детского лагеря, леса и реки. Нам не нужен мусоросортировочный завод, где будут сжигать мусор. Мы не позволим, чтобы к нам везли мусор из других городов, областей и столицы. Уберите от нас свалку куда угодно – в Арти, Бисерть, в Маутинский лог, подальше, километров за 50 – 100». Для прояснения ситуации, так как информация по мусорной реформе на сегодня скудновата, а также по многочисленным обращениям граждан был подготовлен список вопросов. Пресс-служба регионального оператора «ТБО «Экосервис» подготовила ответы на них, которые сегодня предлагаются вашему вниманию.
— В муниципалитетах, где ваша организация как региональный оператор будет осуществлять деятельность по обороту ТКО, как люди воспринимают это новшество? Какие проблемы выходят на первый план и звучат в их вопросах к вашим представителям?
— Приводим основные вопросы, задаваемые нашим представителям на встречах с населением.
Вопрос: «Стоимость услуг по вывозу мусора с нового года?» Ответ: «Будет официальная информация после утверждения тарифов в региональной энергетической комиссии (РЭК) после 5 декабря 2018 года».
Вопрос: «Как мы увидим стоимость услуг?» Ответ: «Услуга по вывозу и утилизации ТКО будет исключена из работ по содержанию и ремонту общедомового имущества, новые расходы в платежках будут прописаны отдельной строкой за каждый месяц».
Вопрос: «Что будет, если не платить за услугу?» Ответ: «Это коммунальная услуга, платежи по которой обязательны, долги у нас в государстве взыскиваются через суд».
Вопрос: «Как можно узнать необходимую информацию и получить ответы на возникающие вопросы?» Ответ: «У регионального оператора есть сайт с полным описанием деятельности и инструкциями для потребителей. Для знакомства с информацией необходимо набрать в поисковой строке «тбоэкосервис.рф».
— Кем и по каким основаниям было принято решение строить полигон и мусоросортировочный комплекс именно на территории Красноуфимского района? Когда по объекту будет готов проект для возможности знакомства с ним рабочей группы и населения? Кто и по каким технологиям будет инвестировать средства в строительство?
— Выбор земельного участка для полигона и завода был запланирован актом о выборе земельного участка от 1 октября 2001 года администрацией МО «Красноуфимский район». К началу 2008 года были получены все разрешительные документы, включая заключения на размещение объекта на выбранном участке. Подтверждающие документы находятся теперь в ведении администрации ГО Красноуфимск. Проект комплекса по обращению с ТКО в стадии подготовки и будет представлен населению ваших муниципалитетов к началу 2019 года. Технологии инвестиций для проектов разные, сами инвестиции могут иметь разные источники: частные, коммерческие банки, выделяемые субсидии и другие, в том числе смешанные. Условия зависят от источника. На сегодня у нас несколько вариантов и источников. Эта тема может быть озвучена после утверждения дальнейших стадий самого проекта. Размер инвестиций прописан в концессии как максимальная величина, которая вернется как инвестированная. Точные затраты утверждаются согласно подготовленной документации к выходу на государственную экспертизу. Вносить изменения в соглашение возможно на основании закона о концессиях №115 ФЗ. С проектом можно будет познакомиться после его утверждения перед экспертизой. Пока идет стадия получения сопутствующих документов в разных инстанциях.
— Население опасается, что его обманут, также могут обмануть и государственные контролирующие процесс органы. В принципе, можно ли сегодня обойти законодательство и построить полигон ТКО и мусоросортировку с нарушениями экологической безопасности, чтобы инвесторам вложиться по минимуму, а прибыль концессионеру получать по максимуму, оставив после себя «выжженную землю»?
— Проект по строительству комплекса – мусоросортировочного завода и полигона — входит в план реализации государственной политики в сфере обращения с ТКО. Территориальные схемы нахождения таких объектов утверждаются министерством ЖКХ и вносятся информативно на сайт министерства энергетики и ЖКХ по Свердловской области. Технологии и действия регламентируются в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями), а именно:
— использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
— комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов;
— уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
— вовлечение внебюджетных источников.
Документация как по участку, так и по строительству объекта проходит все необходимые экспертизы. Данные технологии используются в Европейских странах, где общие территории небольшие, но такие объекты существуют и вреда не приносят. Обойти законодательство РАЗНЫХ надзорных ведомств невозможно. Обращение с ТКО будет регулярно и жёстко контролироваться государством. Также напоминаем, что после ввода в эксплуатацию объект переходит в собственность муниципалитета.
— Как вы думаете, почему некоторые граждане категорически против строительства данного комплекса по обращению с ТКО на нашей земле, вплоть до, как они говорят, выхода на демонстрацию и даже референдум?
— Видимо, граждане имеют большой объём недостоверной информации, недопонимают происходящий у нас в стране процесс по обращению с ТКО в целом, забегают вперёд действительных этапов. У нас есть сведения, что также используется так называемый чёрный пиар – людей сознательно пытаются вводить в заблуждение, преследуя какие-то личные цели. Мы испытали уже такое на себе, когда доставшуюся нашему предприятию «в наследство» несанкционированную свалку, которую мы постепенно приводим в порядок, провокаторы периодически поджигали, и при этом в некоторых СМИ проходила нелицеприятная информация в адрес нашей компании. Кому-то выгодно создавать вокруг этой темы негатив.
— Подтвердите или опровергните высказывания тех, кто против строительства полигона и мусоросортировочного комплекса (завода, станции), что к нам повезут мусор из Первоуральска, Ревды и даже Екатеринбурга, кроме планируемых соседних районов.
— Из других крупных городов мусор не повезут. Для этого утверждается территориальная схема с подробным описанием движения мусоровозов, на которые установлены средства слежения за передвижением. В тариф по оплате включены затраты на перевозку мусора согласно территориальной схемы конкретно по зонам и внутри зон. За больший километраж движения никто не заплатит. Тариф утверждается и проверяется каждый год уполномоченным государственным органом. В Первоуральске есть свой завод, сейчас на нём проводится реконструкция для увеличения мощностей. Всего на территории Свердловской области должно быть 12 заводов по обработке ТКО.
— Откуда у протестно настроенного населения взялась информация о заводе пиролизного типа? Некоторые из них так и говорят: «Власть вас обманывает, не будет сортировочного комплекса, будет сжигание мусора и простая свалка с 80% неперерабатываемых отходов».
— Пиролиза на заводе не будет. Изначально, до того, как были определены требования к подобным производствам, допускалось применение установки пиролиза. Но это было в первоначальном проекте соглашения. Сейчас многие нормы того времени устарели. К дате наших ответов на ваши вопросы, когда уже проект с первоначального этапа претерпел ряд изменений, он готовится к проведению гос.экспертизы обновлённым. Все изменения согласовываются и вносятся в рамках улучшения применимых технологий в проекте. В расчётах по окупаемости проекта прописываются источники дохода, одна из них — продажа вторсырья, которое получается после сортировки ТКО. Никто не собирается «сжигать деньги», полученные с применением затрат. Просто сваливать в одну кучу тоже невыгодно, есть разрешённый и доказанный объём мусора (около 20% от первоначального) для утилизации на полигон.
Ещё разъясним про концессию. Это — государственно-частное партнёрство. Концессии заключаются при отсутствии достаточного количества средств у государства для осуществления определённых государственных программ. При этом деньги вкладывает частная компания, но объект при завершении строительства передаётся в собственность государства. Для того чтобы частная компания могла вернуть свои вложения, ей даётся возможность работать на объекте и вернуть вложенные средства. Поэтому — зачем сжигать и сваливать на полигон свои средства? Это нелогично. Нужно принять ТКО, рассортировать несколькими этапами, разделяя на разные составляющие: пластик, плёнку, металл, дерево, стекло, картон. Потом ещё и на разные фракции — от крупной до мелкой — и сдать как вторсырье. Неточные данные в тексте концессии образовались в связи с тем, что данный проект не имел готовой проектной документации.
— Допустим, вам как региональному оператору запретили трогать землю Красноуфимского района и найти другое место для своих планов по сортировке и утилизации ТКО. Как это отразится на дальнейшей работе с населением наших муниципалитетов и на вашем предприятии?
— Региональный оператор и концессия — это разные проекты, и регламентируются они разными законодательными актами. Землю под объект предоставляет государство, выбирает её не частная компания, и земля с будущим объектом вносится в территориальную схему объектов по обращению с ТКО. При изменении нахождения завода и полигона возможно развитие следующих сценариев. Первый и самый нежелательный для граждан – надзорные органы закрывают имеющийся в Красноуфимске полигон ТБО как исчерпавший свой ресурс и очень опасный для окружающей среды, и пока государство подберёт другой участок, проведёт все необходимые изыскания и экспертизы, его разработают, построят к нему подъездные пути, подготовят новый проект и территориальную схему по обращению с ТКО, пройдут годы. Возить ваш мусор будет некуда и, соответственно, некому – предприятие, которое должно вывозить, обанкротится. И тогда вы все дружно скажете спасибо общественности, которая митинговала и выступала с лозунгами. Второй сценарий, который тоже не очень радужный — поднятие тарифа для ВСЕХ, живущих в зоне Административно-производственного отделения (АПО-2, Запад) за вывоз ТКО из-за удалённости объекта сортировки. Если тариф не поднимать, то транспортные компании перестанут забирать мусор, так как не смогут покрыть свои затраты по перевозке. И в любом случае население окажется в опасной зоне, заваленной мусором.
Мусорная реформа запущена не только в Красноуфимске, а по всей стране. Отдельно взятые действующие лица никак не повлияют на общую тенденцию, не изменят её ни демонстрациями, ни референдумами. Можно поменять человека, город, страну, но планета останется той же, и заботится о её чистоте и безопасности нужно всем и везде.
В материале использованы фото из презентации первоначального проекта мусоросортировочного комплекса. Сейчас проект обновлён и проходит необходимые согласования, после которых визуализация комплекса будет представлена жителям для обсуждения.
Подписаться | Запомнить | Поделиться |
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |